Рецензия на фильм Алексея Учителя «Восьмерка».



Секс, настоящая мужская дружба, настоящие мужчины, разборки, ночные клубы, стрельба и бандиты - все это могло бы быть признаками типичного американского боевичка, если бы не одна важная деталь - «восьмерка». Это чудо российского автопрома становится одним из главных, хотя и безмолвных, героев ленты Алексея Учителя по одноименному рассказу Захара Прилепина.


Тем, кто хоть раз брал в руки книги Прилепина, знаком его суровый, четкий, мужской мир, живущий по определенным, вполне понятным правилам, и внутри этого самого мира все кажется логичным и правильным. Вот и в «Восьмерке» зритель становится свидетелем именно такого мужского правильного мира.



Действие разворачивается на границе 1999-х-2000-х годов, когда бандиты и малиновые пиджаки в столице уже стали уходить в небытие, но в провинции «братки» еще держались. Вот с таким «пиджаком» Буцем четверка русских омоновцев и вступила в неравный бой: у одного деньги, у вторых ничего, кроме силы и необузданных желаний пробиться сквозь стену равнодушия окружающих друг другу, бедность и коррупцию. При этом «Восьмерка», конечно, не тоска и ностальгия по ушедшим 90-м, скорее, просто способ напомнить о том, что с нами это было. А в свете последний событий на\в Украине становится еще и политически актуальной темой. Главные герои хоть и служители закона, а не прочь помахать кулаками внеурочное время на пороге клуба или непосредственно внутри него, им для этого даже повод не нужен.



Главная нить фильма Учителя все же сводится к любовной истории. Один из наших антигероев - омоновец Гера в исполнении актера Омского академического театра драмы Алексея Манцыгина - влюбляется в разнузданную красотку, сожительствующую с Буцем. Этот любовный треугольник и становится связующим между всеми кусочками картины.

«Восьмерка» Алексея Учителя, это не привычный глубокий арт-хаус автора, но все же уйти в массовое кино ему не удалось. Слишком вязкое и спокойное течение картины не дает ему стать достойным соперником привычных боевиков со стрельбой и зрелищными взрывами. У Учителя даже драки не такие захватывающие: пара ударов ногой по печени и ребята садятся в видавшую виды «восьмерку». Однако, в этом спокойном течение фильма есть своя магия, заставляющая с большим смирением принять финал, он даже неожиданным не кажется, скорее, правомерным. Посмотреть фильм Алексея Учителя стоит, если не за награды европейских кинофестивалей, то хотя бы за такую максимально безболезненную возможность поддержать российский автопром.

Константин Вакушев
Фото: kinopoisk.ru