Золотарь, как не раз декларировал лично, сразу заявил, что строить работу по организации зрителя на основе культпоходов школьников он не будет, и посещаемость сразу, по словам источников и основываясь на официальных данных, упала. Тем не менее, у экс-худрука тюзовцев были творческие удачи - к ним можно отнести спектакли «Отелло» и «Маленькие трагедии».
Однако, ситуация в коллективе театра была не самой однозначной: с творческим лидером не слишком дипломатично соруководила его супруга, исполнявшая обязанности заместителя Золотаря. Г-жа Золотарь успела, по информации источников, создать невыносимую психологическую обстановку в ТЮЗе.
А еще заместитель, как ни странно это звучит, с психологическим образованием, сумела отвратить от учреждения Мельпомены часть омской прессы, и без того не слишком активно освещавшую сценическую деятельность ТЮЗа. В тот период журналисты делали акцент больше на скандалах, коих тогда было немало.
Но вот в феврале 2017-го Золотарь покинул ставший негостеприимным для него Омск - поддержки регионального минкульта он лишился, а выживать самостоятельно без бюджетных вливаний театральная звезда не смог. В июне того же года должность директора Омского ТЮЗа занял руководитель дворца искусств «Сибиряк» Михаил Мальцев.
Михаил Мальцев, директор Омского ТЮЗа
То, что топ-менеджером некогда главного местного детского театра региональный минкульт назначил сравнительно молодого Мальцева, не имевшего практического опыта руководства крупным учреждением культуры, - вариант вполне оправданный. Тюзовцам грозили федеральные деньги на ремонт, и, как теперь говорят, осваивать их должен «свой» человек, не важно с каким послужным списком.
Другое дело, что средства еще только идут, а вот творческий кризис в Омском ТЮЗе налицо. Небольшой всплеск, связанный с приездом в Омск иногороднего режиссера и постановки им креативного «Евгения Онегина», не в счет.
Спектакль хоть и отмечен омскими критиками, но не совсем ясно для кого он поставлен - школьникам тюзовский «Онегин», скорее, сложен. С другой стороны, тургеневские «Отцы и дети» от местного режиссера получились совсем манной кашей.
Юрий Печенежский, режиссер омского "Евгения Онегина"
Александр Галимов - омский Евгений Онегин
Пожалуй, «мертворожденным» можно назвать и спектакль, поставленный действующим главрежем тюзовцев на взрослый состав коллектива. То, что получилось, грешит затянутостями и излишним пафосом.
Впрочем, спектакль сей рассчитан на малую сцену, и своих зрителей (читай: поклонников артистов взрослого поколения) он всегда найдет. В отличие от шедевра режиссера Максима Пешина, который можно назвать апофеозом актуального творческого состояния Омского ТЮЗа.
Максим Пешин, режиссер
Молодой постановщик Максим Пешин взялся ставить произведение модного сейчас драматурга Дмитрия Данилова, чье творчество активно продвигает питерская критикесса Марина Дмитревская. «Человек из Подольска» от Данилова сейчас идет в «Пятом театре», и даже, как уверяют, попал во внеконкурсную программу «Маска+» театральной премии «Золотая маска».
Тот же самый прием абсурдной ситуации применил Данилов и в своей пьесе «Сережа очень тупой». Но, как это часто бывает, повторение какого-то успешного хода не всегда приводит к положительному результату.
Так случилось и с тюзовским «Сережа очень тупой». На сцене полутьма и бедные декорации от художника-постановщика Ивана Предита, хотя по действию в квартире проживает дизайнер — ее роль исполнила Вероника Крымских, и ее явление было самым светлым моментом всего спектакля.
Полутьма и бедность в декорациях
Вероника Крымских и курьеры
По сюжету обитателю жилища три курьера приносят посылку, которую он не ждал. Забывший наставления, что незнакомцев в квартиру не пускают, молодой человек героини Вероники Крымских (его играет Павел Назыкин) приглашает назойливых посыльных в дом.
И тут они разворачиваются в полной мере, пытаясь оправдать название «Сережа очень тупой». На сцене курьеры копают могилу и даже изображают повешение - ну, должно же хоть что-то олицетворять на сцене заявленный жанр «черная комедия»?!
Импровизированные похороны и могила на сцене Омского ТЮЗа
Виселица в спектакле "Сережа очень тупой"
Смешно не было - скорее, грустно. Не понятно, зачем нужно было приглашать на главную роль «очень тупого Сережи» артиста со своеобразной внешностью Павла Назыкина, если он почти весь спектакль просидел вполоборота к публике, а правой стороне зала и вовсе показывал только спину.
Павел Назыкин - исполнитель роли очень тупого Сережи
«Никогда больше не пойдем в ТЮЗ, с трудом досидели», - почти выкрикивали серьезные театралки, по виду учительницы, покидая спектакль «Сережа очень тупой», после часа пятнадцати минут лицезрения ими этой постановки.
Конечно, можно посчитать, что могила и виселица на сцене некогда главного детского театра - это некий эксперимент, пока неоцененный зрителем по достоинству. Но, скорее, это похоже на то, что директор Мальцев в ожидании федеральных денег на ремонт пустил работу театра на самотек.
Поэтому и появляются на сцене Омского ТЮЗа «очень тупые Сережи». А вот с ремонтом пока еще не очень все обстоит блестяще.Так и стоит в центре Омска креативное здание театра юного зрителя, доведенное до ручки бесхозяйственностью и невниманием к нему.
Показательный факт: Михаил Мальцев за то время, что сидит в директорском кресле, не удосужился привести в порядок хотя бы тюзовские туалеты для зрителей. Его коллега из Омского музыкального, назначенная примерно в одно с ним время, совершила этот подвиг и привела к радости публики гигиенические комнаты в надлежащее состояние.
Возможно, это не имеет отношения к творчеству, но если нет искусства - пусть хотя бы туалеты будут красивыми.
Виктория Горчица
фото БК55