– Круг моих творческих интересов всегда был очень широк. Любые виды ручной работы, включая такую экзотическую для женщины, как пиление лобзиком, и такую прозаическую, как ремонт в квартире, для меня были полем для выплескивания творческих идей. А специальность модельера-конструктора одежды в конце 80-х годов была единственным известным и доступным творческим образованием для меня на тот момент.
Но у таких людей, как я, с креативно закрученными извилинами, всегда есть стремление создать что-то из ничего. Из этого стремления рождается все. Просто кукла, наверное, самый понятный образ, самый похожий на зрителя. И от этого вызывающий самые непосредственные эмоции. Ну и самый одетый. Все-таки образование мое во мне сидит очень крепко, и костюм куклы для меня едва ли не самая важная часть работы.
– Пришлось ли учиться чему-то специально ради работы над куклами?
– Учиться приходится постоянно, и это для меня отдельное удовольствие! Чаще всего это какие-то практические навыки для достижения лучшего результата. Но и теоретически подковываться приходится – соответствие костюма или аксессуаров конкретному персонажу или эпохе в целом требует регулярного пополнения знаний.
– Какая кукла была первой или самой особенной для вас?
– Самыми первыми были игрушки, которые я сшила 20 лет назад для своей старшей дочери. Они не сохранились у нас дома, мы подарили их детскому саду. Но, пожалуй, потому что их появление было связано с самым сильным чувством – любовью к ребенку, именно эти незамысловатые тряпичные куклы остаются для меня самыми трогательными. Это была совсем другая история, но она, возможно, дала толчок для появления других работ спустя 13 лет.
Сейчас для меня важны не столько куклы, сколько истории их появления на свет и отношения, которые складываются у меня с людьми из разных уголков России и мира. Это невозможно объяснить – когда невидимые ниточки душевного единения связывают тебя с тем, кого ты никогда не видел и, скорее всего, никогда не увидишь. Когда плоды твоих рук заставляют людей, находящихся за тысячи километров друг от друга, плакать и смеяться одновременно. Это фантастика!
– Какие характеры нравится воплощать больше всего? И откуда черпаете вдохновение?
– Вдохновение – очень эфемерная штука… Откуда приходит и куда уходит – непостижимо даже для самого мастера. Но «творческим пинком» может послужить все, что угодно. Точнее, все, что рождает эмоцию, причем любую. Фильмы, картины, интересные книги, фотографии… От грусти появляются образы печальные и задумчивые, от радости – задорные и шутливые. Даже ностальгия может воплотиться в очень интересных персонажах. Я люблю всех! Они все как мои дети, только не в физическом, не в телесном воплощении, а рожденные моей душой, наверное.
– Бывают ли у ваших кукол реальные прототипы-люди?
– Да, конечно. Иногда я делаю куклы с элементами портретного сходства. Но при этом стараюсь создать новый, иногда неожиданный образ. Это может быть костюм другой исторической эпохи, который удачно обыгрывает характер человека либо род его деятельности. Или образ, связанный с хобби, увлечением. Но были и куклы, изображающие реальных людей в тех нарядах, которые были на них в важные моменты жизни – свадьба, конкурс красоты и прочее. И в этих случаях приходилось точно воссоздавать крой платьев, фактуру и рисунок ткани, только в миниатюре.
– Случались ли необычные или даже, может, мистические истории, связанные с вашими куклами?
– Были случаи, когда мои куклы присутствовали в момент важных положительных изменений в жизни людей. Я не могу сказать, что именно они повлияли на это, но мне безумно приятно знать, что с моими работами связывают и выход из длительной депрессии, и даже появление на свет долгожданного малыша.
– Какие материалы используете и сколько времени уходит на изготовление одной куклы?
– Трудно сказать, из чего делается кукла…. Пока это все лежит кучкой материалов, нельзя понять, что из этого получится. Проволока, синтепон, фольга, запекаемая пластика, немного красок, шерсти, симпатичных тканей, бисера и страз… И вдруг рождается Царевна Лебедь! Иногда это непостижимо и для меня самой. А самый любимый этап работы для меня – сборка частей тела в единое целое. Тогда из кучки «запчастей» появляется фигура – женская, мужская или детская. И я могу сделать ее худощавой и изящной или кругленькой и аппетитной. И в этот момент кукла начинает существовать, даже не имея лица. Только одно тело может диктовать весь дальнейший образ и характер.
– Не жалко отдавать кому-то свои творения, ведь в них вложено столько труда?
– Я всегда легко расстаюсь со своими работами. Потому что знаю, что их уже ждут и любят в новых домах. Знаю, что кому-то они принесут массу эмоций. Ответная реакция людей, получивших твою работу – это величайшая энергетическая подпитка для творческого человека. Когда что-то, сотворенное твоими руками, дарит радость другому человеку – это большое счастье! И, зная, что уже более 280 моих кукол радуют людей в разных уголках земли, я чувствую себя человеком, живущим не зря на этой планете.
– Легко ли вы находите покупателей для своих кукол? По каким городам и весям они уже разъехались?
– За 6 лет, в течение которых я делаю куклы, у меня появились постоянные заказчики, коллекционеры авторских кукол. И в основном я работаю на заказ, с трудом выкраиваю время для воплощения своих замыслов. Куклы разъезжаются и в разные города России, и за рубеж. Сейчас мои работы живут в 12 странах мира. От Сахалина до Канады.
– Можно ли сказать, что вы нашли дело своей жизни? Или куклы – это только временный этап, и вы уже планируете через некоторое время заняться чем-то другим?
– Сложно сказать, куда может забросить творческого человека в будущем. Но, безусловно, куклы – это важная часть моей жизни. Именно они, такие, казалось бы, несерьезные и непафосные создания, помогли мне раскрыть свои возможности и, наверное, сделать мир вокруг немного красивее.
Текст: Наталья Семенова
«Бизнес-курс» №11 от 13 июня 2018 г.