Концертные залы, где мы выступали, были небольшие на 100-120 человек. В Экс-ан-Провансе было 70, но люди собирались все очень любящие русскую культуру. Работали с аншлагами. После Страсбурга у нас была Ницца, а вот в Париже выступления отменились из-за наводнения. Но добавился концерт в Марселе, о котором продюсер и исполнитель Владимир Соболь договорился уже на месте.
Впервые работала там с переводчиком. Трудно: переводчики французские, и выступления пришлось подстраивать под них. Переживала, что впечатление будет иным. Но даже при переводе с паузами, когда приходилось прерываться, чтобы донесли каждую фразу, все равно подходили люди после выступления, отмечая и мой голос, и эмоции. Значит, захватило публику.
Меня потрясла работа ассоциации «Русский дом». Вот, где люди работают на совесть. Они занимаются защитой прав русских женщин, ведут поиск захоронений русских военнопленных. Если кого-то находили, то вызывали родственников из России. У них сеть русских школ, есть русский университет. Возглавляет ассоциацию француженка.
Читала я во Франции программы по творчеству Высоцкого, 80-летие которого широко, в отличие от России, отмечалось там. «Ты всем доступен, но ... недосягаем» называлась она. При этом я вплетала туда фрагменты книги Марины Влади. Например о том, как в 1944 году в белорусской деревне осталось 15 женщин, партизанский отряд, где были их мужчины, разгромили.
Когда они увидели красноармейцев во главе с 25-летним капитаном, то обратились с просьбой к нему: «Вам покажется странной наша просьба, но жизнь должна продолжаться, а жизнь – это дети. Подарите нам жизнь». Когда я читала эти слова, в зале плакали.
Наши концерты посещали не только взрослые люди – было много молодежи. Для молодых главными были не концерты, а мастер-классы, которые посещали ученики с 1 по 10 классы русских частных школ. Их таких три в Страсбурге. Для них важным было русское слово, которое звучало.
Что меня потрясло – они хорошо знают русскую литературу. Я читала там по заказу. Не только хрестоматийных Пушкина и Лермонтова, но и авторов Серебряного века – Цветаеву, Ахматову.
Владимир Соболь тоже давал мастер-классы – пел Высоцкого. Поразительно, но молодежь во Франции знает и любит нашего знаменитого барда. Сидел семилетний карапуз на мастер-классе у Соболя и просил его спеть «Парус». А потом подпевал Владимиру: «Парус, порвали парус!».
Отмечу доброжелательность французов: всегда встречали с улыбкой и готовы были помочь. Нас принимали, как посланцев страны с великим русским языком и литературой.
Любопытная деталь: в Страсбурге почти 4 евро стоит суточный билет на общественный транспорт на 3 человека. В 15 часов взял билет и до 15 часов следующего дня можно ездить сколько хочешь. Зато одиночная поездка обойдется дорого 1,80 евро.
О нынешнем президенте Франции Макроне французы ничего не говорят. Зато очень хвалят его предшественника. Считают его большой заслугой, что у них нет беженцев, много социальных достижений было при нем. Конкретно ничего плохого о Макроне не говорилось, но, если вспоминают прошлого и не говорят о нынешнем – это показатель.
Беседовал Виталий Маевский
Фото из открытых интернет-источников