В помещении для ожидающих приглушенно играет музыка. Евгений Бабаш лично подбирал музыку для акции – так же, как подбирает ее для своих спектаклей в Лицейском театре. Коллеги с восторгом отзываются об этом его умении, отмечая, что все подобранные композиции – в точку. Но акция, проходящая в артиллерийском цейхгаузе Омской крепости, слишком долгая, она рассчитана на 6 часов, и вот уже папка с выбранными Евгением этнографическими мотивами заканчивается. Но и следующие песни удивительным образом наводят людей, глядящих на экран и ждущих своей очереди, на созерцательный лад.
Свет приглушен. Нет шумно-оживленных разговоров, которые обычно присущи массовым мероприятиям. Создается ощущение, будто здесь происходит какое-то таинство.
– Если это спектакль, то он такой скучный. Серьезно, я люблю скучные спектакли, где долгий ритм, долгие паузы. Именно они-то и нравятся в последнее время, динамика надоела уже. Поэтому да, можно воспринять это как какой-то скучный спектакль. Первые полтора часа все было так неторопливо, мало людей, долгие паузы, очень медитативно. Сейчас люди уйдут, схлынет поток, и эта атмосфера вернется, – размышляет Евгений Бабаш о сути и настроении происходящего.
На протяжении акции очередь то растет, то убывает. Представители учебных заведений пришли сюда группами, причем студенты уверяют: это было их инициативой, а вовсе не указанием «сверху». Наряду с молодыми людьми можно заметить и горожан постарше. Выходя из комнаты, впечатлениями делятся не сразу, а лишь после паузы. И со многими «что-то происходит»: кто-то, например, долго не может найти строчку текста, на которой остановился предыдущий «арестант».
Кто-то зовет «Жертвоприношение» перфомансом, но Евгений Бабаш считает, что перфоманс – жанр не омский и даже не российский, потому что пока не способен уместиться у наших зрителей в сознании. В качестве подтверждения этой мысли режиссер приводит одну из акций скандального художника Павленского, который отрезал себе мочку уха, сидя на крыше Центра психиатрии и наркологии имени Сербского.
– В комментариях десятки и сотни объявляют его психом. И нет ни одного, кто бы соотнес с Ван Гогом, который отрезал себе ухо, попав в психушку. А ведь Павленский явно вдохновлялся той историей. Плевать на психушку, художник все равно остается художником – словно говорит он. Но никто из российской мегаобразованной публики даже не соотнес, не увидел связи, – рассуждает Евгений.
Можно сказать, что акция «Жертвоприношение» была посвящена Достоевскому – а можно и не говорить. Можно «попасть» в личную интерпретацию режиссера или найти личный смысл. Так или иначе, записи омичей останутся на хранении в музее им. Ф. М. Достоевского. «Надеюсь, что хотя бы у некоторых возникнет желание перечитать «Записки из мертвого дома или прочитать впервые. Или, возможно, посмотреть постановку театра Ермолаевой», – поделилась Елена Завьялова.