Осторожно! Циничная рецензия на самый «отвратительный» фильм года.



Шотландцы - великая нация победителей. Она подарила миру телевидение, пенициллин, виски и алкоголика, наркомана, извращенца, карьериста, психа, жестокого коррумпированного полицейского Брюса Робертсона. Этот сукин сын рожден самим дьяволом и являет собой воплощение всех самых отвратительных человеческих пороков. Про таких людей говорят кратко и просто - конченая мразь. И да, познакомьтесь - это главный герой картины.




Каждое его утро начинается с завтрака, вот только вместо привычной яичницы - парочка белоснежных дорожек кокса, а вместо стаканчика бодрящего кофе - смачная порция национального шотландского пойла. Он расследует убийство японского студента и на досуге потряхивает жену своего сослуживца. Его главная цель - получить одобрения начальника полиции и добиться повышения. И ради этого он готов прибегнуть к любым мерам.

Фильм «Грязь» является экранизацией одного из самых известных романов Ирвина Уэлша с прекрасным русским названием «Дерьмо» (Filth), который был выпущен в 1998 году. Если вы не знаете, то шотландец Уэлш в каком-то смысле культовая личность. По его книгам уже были сняты такие наркоманские новеллы, как «Кислотный дом» (Acid House, 1998), «Экстази» (Ecstasy, 2011) и знаменитый «На игле» (Trainspotting,1996).


Обложка книги.

Какие прекрасные варианты предлагает нам «Google Переводчик» по запросу Filth. И ведь они все подходят к рассматриваемой картине.

Но у фильма, как это обычно и бывает, все же есть некоторые отличия от своего литературного первоисточника. От малозначительных - вроде того, что в романе вместо японского студента фигурирует убийство чернокожего юноши, - до куда более крупных - в экранизации изменили способ повествования, безжалостно «прооперировав» второго основного персонажа - Глиста, живущего в заднице Брюса, - и его монологи, которые накладывались на речь главного героя. Здесь его заменили на психиатра Росси в исполнении оскароносного актера Джима Бродбента, который появляется в помещении, напоминающем комнату из фильма Стенли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», в моменты наркотического бреда нашего продажного копа. Но отсылки к паразитическому червю все же оставили.



Чего ожидать от фильма, которой идет в ограниченном прокате и насчитывает всего пару сеансов на весь город? Правильно, ничего хорошего, ну то есть наоборот, только хорошие или... черт, мы запутались. Скажем прямо - это фильм не для всех. Прокатчикам необходимо повесить табличку «Подумайте прежде, чем покупать билет. А если купили, то не жалуйтесь и не плюйтесь после просмотра» и снизу мелким шрифтом дописать «Упаси вас господь остановить свой выбор на этой картине, как на фильме для романтического просмотра с девушкой» (естественно, не все особи женского пола подходят под это описание). Это, конечно, не бессмысленный балаган из Movie 43, но все же лучше вам заранее знать, на что вы идете.


«Никогда не думал, что унесу из борделя больше спермы, чем принес».

Секс, мастурбация, наркотики, много наркотиков, демонстрация «во всей красе» отсканированных половых органов, бесконечное употребление алкоголя, вытекающая (хм... как двусмысленно) впоследствии блевота, непрекращающиеся шутки про гей-меньшинства и другие не менее "прекрасные радости" жизни. Поморщились или возмутились хоть раз при прочтении этих слов? Значит фильм не для вас. Остальным - добро пожаловать на сеанс.



Приближается Рождество, время, когда Робертсону становится как никогда плохо. В перерывах между оргиями, шантажом малолеток и очередной попыткой вставить палки в колеса своим коллегам Робертсон всеми силами пытается спрятать свои страхи, проявляющиеся в галлюцинациях в виде различных масок животных. Его мозг постепенно теряет контроль, депрессия уже полностью окутала с ног до головы, и кажется, что вот-вот от здравого рассудка не останется и следа. Но наш антигерой старается держаться молодцом и изредка находит время для своей грязной работенки «мусора». Периодически повествование прерывается монологами жены, которая раз за разом ломает четвертую стену, напрямую обращаясь к кинозрителям. Присутствует и один сюжетный твист, который если и не взорвет ваш мозг, то в любом случае заставит немного переосмыслить ранее увиденное.





Остальные персонажи не менее карикатурны. Фильм больше всего напоминает совсем не детскую экранизацию анимационного сериала «Веселые мелодии» (Looney Tunes). Собрав первоклассный ворох таких замечательных британских актеров, как Джейми Белл, Эдди Марсан, Имоджен Путс, Ширли Хендерсон, режиссеру удалось сделать так, чтобы они не потерялись на фоне актерской игры Джеймса МакЭвоя, которая, безусловно, заслуживает отдельного упоминания.



Кинокритики в один голос заявляют: «Это его лучшая роль», «Вершина в карьере». И в этом с ними не поспоришь. Джеймс хороший актер, просто хороший актер, но ни одна его роль до этого не западала в душу, и не было желания воскликнуть «Браво!». Здесь ситуация в корне меняется: главное, что удалось МакЭвою, - это не только продемонстрировать образ одного из самых отвратительных му***в в истории кино, а сделать это так, что чем больше картина приближается к финальным титрам (посмотрите обязательно в конце финальный мультик), тем сильнее ты начинаешь сочувствовать его персонажу. Роббо не так прост, как кажется на первый взгляд, он пытается бороться с глубокой душевной травмой, пусть и делает это весьма посредственными способами. Это трагикомедия, за яркой, подчас отвратительной оберткой которой находится куда более драматическая история. Кстати, в этот фильме очень сложно не заметить большое внешнее сходство МакЭвоя с другим шотландцем - всея спартанцем Джерардом Батлером. Ну, это так, к слову.



Тяжело представить, но это всего лишь вторая работа режиссера Джона С. Бейрда, снявшего до этого «Касс» (2008) и спродюсировавшего хорошо принятый зрителями фильм про футбольных фанатов «Хулиганы» (2004). Есть три слова, прекрасно описывающие его режиссерскую работу. Картинка у Джона получилась стильная, запоминающаяся и атмосферная. В фильме преобладают депрессивно серая цветовая гамма и постоянные крупные планы лиц персонажей. Автор «Дерьма», Ирвин Уэлш, говорит: «Джон вложил много труда в «Грязь». Я все пытался экранизировать книгу с разными продюсерами, режиссерами, актерами на протяжении многих лет. И тут пришел Джон, переделал сценарий и получилось великолепно!».



Должную атмосферу поддерживает разнообразный качественный саундтрек, среди авторов которого значитс я- сам Клинт Мансел, человек, написавший одни из самых запоминающихся саундтреков в истории («Реквием по мечте», «Фонтан», «Козырные тузы», «Черный лебедь»).

Об этом фильме не хочется, да и не нужно говорить много, дабы не и испортить вам впечатление от просмотра, чтобы вы сами смогли смаковать каждый момент и наслаждаться непередаваемой атмосферой, несмотря на все дерьмо, которое творится на экране.



Закончить бы хотелось коронной фразой поросенка Порки: «Вот и все, ребята!». Она как нельзя точно описывает великолепную концовку, ради который вам стоит сходить на этот рождественский, блевотно-пукающий праздник похоти и разврата. Главное смотрите аккуратней... не увязните в грязи!





Сергей Кориков
Фото: kinopoisk.ru и из сети интернет.