Первый Омский Керама Фест, прошедший в августе с участием ведущих мастеров-керамистов страны, до сих с восторгом обсуждают в соцсетях. Наш ресурс пообщался с известным далеко за пределами соседнего Новосибирска художником по керамике Лялей Помидоровой, ставшей гостьей форума.

 

Напомним, Ляля Помидорова – это творческий псевдоним художницы. В миру она Алена Залуцкая.

 

– Алена, а нужна ли вообще керамика омичам?

 

– Начнем с того, что тема эта достаточно грустная. Вопрос ваш касается состояния культуры в принципе, в нашей стране и в нашем регионе. Нужна ли культура нашему региону?!

 

– Сибирскому, вы имеете в виду?

 

– Да. Потому что ни один из сибирских регионов не может похвастаться тем, что где-то развит промысел. Потому что наши промыслы, равно, как и мастера, и профессиональное искусство задавлены: а – отношением государства к нам; б – китайскими нашими коллегами. Ширпотребом. Мы задавлены. В наших условиях, в нашей стране экономически выгодно вообще ничего не делать. Это правда. И это касается не только предприятий легкой промышленности.

 

– Экономически выгодно ничего не делать художникам или предприятиям?

 

– Вообще всем. Предприятия закрылись. Предприятий больше нет. Я это утверждаю, как человек уже 20 лет в теме работающий. Я говорю о предприятиях художественной керамики. Это небольшие или большие заводы, которые изготавливали изделия массового производства, штучные изделия, которые поддерживали художников-керамистов, промыслы традиционные развивались. Турина Гора, в Кемеровской области, на Урале, в Новосибирске. В Томске было совершенно замечательное производство с разработками Петербурга, ленинградских художников. У нас везде были заводы. Сейчас везде всё зачахло. Сейчас всё это можно увидеть в частных коллекциях, в музеях. В данный момент мы стоим на руинах нашего декоративно-прикладного искусства в нашем сибирском регионе. Собственно, это данность.

 

Ляля Помидорова за работой

 

 – Мы с вами понимаем, что от китайцев никуда не деться, а что нужно сделать, чтобы поднять собственные промыслы? У нас есть талантливые художники, и, я уверен, что есть желание у людей приобретать их эксклюзивные произведения.

 

– Абсолютно точно такое желание есть. Но поскольку, как я сказала, сейчас мы стоим на руинах, то сейчас мастерство мы теряем. Те люди, которые владели профессией, они как минимум очень пожилые или уже, увы, ушли из жизни. По сравнению с тем, сколько нас было – я имею в виду профессиональное сообщество – 40-30 лет назад, сейчас нас почти не осталось. Речь идет не о массовом образовании, речь идет о прямой передаче знаний от мастера к ученику. Сейчас наша культура – а я считаю керамику и декоративно-прикладное искусство очень важной частью общенародной и государственной культуры и политики – превратилась в частные случаи. В каждом конкретном случае это маленький подвиг каждого человека. У нас это так происходит. И в данном случае организаторы Омского Керама Феста демонстрируют маленькие человеческие подвиги. Личная инициатива граждан, только так.