Руководитель танцевальных студий «Файруз» и «Санам» рассказала об индийской стороне своей души, тонкостях озвучивания мультфильмов и о счастливой семейной жизни.

 

 - Вы часто выступаете с благотворительными концертами, все лето по выходным танцевали на открытых сценах с бесплатными концертами. Много ли людей приходит и что вас побуждает бесплатно развлекать людей (на открытых сценах)?

 

- Благотворительность, прежде всего, от слов «творить Благо». Я всегда выступала и буду выступать бесплатно в социально значимых мероприятиях и для определённой категории людей - в Геронтологических центрах, например, в детдомах, домах для ветеранов. Когда счастливые люди исполняют красивые танцы и это вдохновляет других на то, чтобы встряхнуться и повысить качество жизни, начать исполнять свои мечты - это ли не благо? Творчество - одно из самых высоких человеческих качеств, роднящее нас с Творцом. Я хочу подарить как можно больше радости, творчества, изысканной и яркой восточной красоты омскому зрителю. Потому что в жизни обычного российского человека уровень радостности очень низок, к сожалению.

Кроме этого, не случайно «благо» и «блаженство» однокоренные. Выходя на сцену, ты получаешь такой выброс эндорфина и адреналина, что сродни прыжку с парашютом! Этот тот самый «положительный стресс», который обновляет мировосприятие и мобилизует все силы организма.



Наши летние «Концерты Выходного Дня» в ПКиО им. 30 лет ВЛКСМ, ставшие уже традиционными на протяжении 6 или 7 лет - это отличный практикум для моих больших и маленьких учениц. Обычно именно в Парке происходят премьеры наших новых постановок, так что омичи - первые зрители танцев.

В сезоне 2015-2016 мы дали целых 4 благотворительных концерта совместно с БФ «Радужный мир» и сумели помочь нескольким двухлетним малышам, которым требовалась операция. Для меня это - счастье и, конечно же, ещё один побудительный мотив выступать. Кстати, городская администрация отреагировала на всё это очень привычно - проигнорировала. Ни на одно мероприятие они не пришли, хотя мы присылали пригласительные. Видимо, здоровье малышей, детское творчество и социальные акции им просто безразличны.

 

- Историю о том, почему вы больше не преподаете вокал, вы нам уже рассказывали. Но мы-то знаем, что вы занимаетесь озвучкой рекламы. Как оказались в этом далеком от музыки направлении?

 

Что значит «далёкое от музыки»? Там тоже требуется поставленный голос и безупречное владение им, богатая тембральная окраска, профессиональная дикция и актёрские данные. Случайному человеку достаточно трудно попасть в озвучку, а я занимаюсь этим полжизни. 

Рекламные ролики - это песня в миниатюре, а иногда и спектакль в миниатюре. Они бывают не только музыкальные, но и игровые, и это очень непросто - в десять-пятнадцать секунд и пару-тройку реплик или четверостишие уместить характерный персонаж и найти ту самую интонацию. У меня это получается быстро, практически «на раз».  Обожаю сам процесс работы над роликом - это всегда весело!



На студии звукозаписи про меня говорят, что я «универсальная» актриса. Речь идет о том, что помимо широкого голосового диапазона я легко меняю тембры: от томно-сексуального и бархатного до мультяшного. Подача голоса может быть разнообразная: серьезная, веселая, испуганная, народная, брендовая, новостная. А еще я обожаю озвучивать бабушек.

В детстве меня завораживала Баба-Яга в исполнении гениального Георгия Милляра. Я уже тогда, в пять лет, понимала, что этот актёр мужчина, и когда я слышала, как он говорит, у меня волосы от восторга дыбом вставали. Благодаря музыкальности я очень точно сняла эту манеру стариковского шамканья с «прижатым» корнем языка, и мне это очень пригодилось впоследствии, когда сама озвучивала детскую сказку, причём играла сразу двух персонажей: и девицу-красу, и Бабу-Ягу. Многие сейчас добиваются этого компьютерными средствами, поэтому когда я встала перед микрофоном и вдруг стала читать текст сразу в манере милляровской Бабы-Яги, звукооператор, автор и заказчик впали в шок, потом у них был приступ смеха. Так я и читала за двоих сразу, в реальном времени. Все, находящиеся в студии, пока шла запись, сидели и тряслись от беззвучного смеха, вытирая слёзы. Основную часть работы я сделала за звукооператора и очень прилично заработала.

Вообще же для меня это часть игры. Внутри меня живёт большой ребёнок, который обожает играть!

 

- В Омске стало много танцевальных студий, обучающих различным хореографическим направлениям. Но вот индийских танцев в нашем городе, кроме вашей студии, я больше не встречала. Почему так? Может, нужно популяризировать или лучше так и оставить?

 

К сожалению, уходит поколение, выращенное на индийских фильмах золотого века СССР. Тогда в фильмах, пусть конфетно-наивных, как требовал жанр, играли профессионально танцующие актрисы, и танцы были на основе классики - бхаратнатьяма, кучипуди, муджры. Образы кинотанцовщиц ослепляли своим великолепием, роскошью и богатством, изысканностью и утончённостью, совмещённой с прекрасной танцевальной техникой. Современные индийские фильмы совершенно утратили эту традицию: зачастую нет синхронности, засилье каких-то примитивных танцев, рэпа, плохо двигающихся худеньких (а это идёт вразрез с канонами индийской женственности, где девушка должна быть... нет, не толстой, но чуть пышненькой) и девчонок в мини-юбках.

В Омске сейчас есть целых три коллектива индийских танцев - наш ансамбль «Санам» (СВТ «Файруз»), студия «Раса Лила», студия «Мангала». Последние два  базируются на изучении древнейшего утончённого, лирического стиля одисси и катхака, я в «Санам» даю основы кучипуди - древнейший, но очень зажигательный классический южноиндийский стиль танцевальной драмы, возникший примерно за 300 лет до нашей эры; также мы изучаем весёлые фольклорные танцы и, конечно же, то, что близко и понятно нашему омскому зрителю - «болливуд», или кинотанец.

Вместе мы непрерывно обучаемся и улучшаем свои навыки, ездим на обучение, даём концерты, устраиваем фестивали. Но ни министерство культуры, ни городская администрация, как всегда, не проявили интереса к этим уникальнейшим событиям. Возможно, их восприятие индийской культуры до сих пор на уровне «Джимми-Джимми, ача-ача!». Если бы нас поддерживали на уровне города, то уже сколько детей могли бы обрести прекраснейшее и полезное увлечение вместо просиживания за компьютером!

Более того, помимо сложности и изящества индийские танцы ещё выгодно отличаются тем, что они целомудренны! В них нет ни грамма пошлости или какой-то откровенности. Это очень важно, потому что сейчас просто засилье модных сексуальных танцев, которые зачастую не соответствуют возрасту детей.

Уже после двух-трёх лет занятий ребёнок преображается и начинает сиять, как бриллиант - в прямом и переносном смысле. Когда мои санамочки идут к сцене в своих костюмах, заказанных в Индии, сверкая с ног до головы и звеня крохотными колокольчиками на ногах, вокруг нас всегда ажиотаж. Люди бегут фотографироваться сними! В серобудничной действительности все истосковались по ярким краскам, необычному, сказочному.

 

 - А как насчет кавказских танцев? Ваш муж занимается ими, да и вы наверняка знаете, как обстоят дела. Кто выбирает это необычное направление?

 

- Кавказские танцы стремительно входят в моду! Примерно с 2011 года в Москве народ просто повалил в школы лезгинки, а теперь эта тенденция стремительно набирает обороты и на периферии. Лезгинка становится одним из танцев, которому активно учатся не только представители кавказских диаспор, но и славяне! Так что лезгинка сейчас в тренде! Услышав зажигательные кавказские ритмы, тело само пускается в пляс - удержаться просто невозможно! Гордый, зажигательный танец, в котором мальчишки и мужчины демонстрируют настоящую мужественность и лидерство, девушки - грациозность, скромность и темперамент при этом. Я пыталась изучать, но поняла, что третье направление просто не потяну физически. Остаётся только завидовать белой завистью и рукоплескать им на выступлениях.

Мой муж открыл хобби-группу для взрослых, которые хотят сбросить вес. Лезгинка задействует все группы мышц, это танец, который включает в себя выскоударные нагрузки и почти акробатические этюды. За одно занятие тратится до 600-700 ккал, этот танец требует больших физических затрат и дарит мощнейший заряд позитива! И все, кто у него занимаются (а группа уже 2 недели занимается и набор всё ещё открыт), подтверждают, что уже пошли первые результаты.

Дети здесь приобретают уникальные навыки самых ярких, красивых и темпераментных танцев. На наших занятиях ученики изучают танцы народов Кавказа: кроме лезгинки это кинтаури, шалахо, казбегури, горские, осетинские, аджарские танцы.

Особенный интерес у мальчиков вызывают танцы с саблями и кинжалами. Вот уж где глаза горят! Кроме непосредственного обучения лезгинке одними из составляющих занятий являются обучение трюковым элементам и акробатике.



Не менее важно то, кто работает с вашими детьми. Если педагог с хореографическим опытом, который сохраняет традиции и интересуется новым в своём жанре, уделяет внимание каждому ребёнку - то успех такому коллективу обеспечен. Такой учитель становится лидером, дети уважают его и тянутся за ним. Поэтому личность педагога, его принципы, морально-этические качества тоже играют огромную роль.

И конечно, он должен быть с горящим сердцем и душой, влюблённым в своё дело. Танец, как образ жизни, - это не красивые слова, это где-то на грани фанатизма. Мы с мужем в этом смысле, как психи: зажигательные кавказские ритмы, восточная и индийская музыка звучат у нас практически постоянно и в машине, и дома, и вообще везде... Очень здорово просыпаться-собираться на работу под бешеную лезгинку, проводить уборку квартиры в ритме арабского саиди, готовить еду в волнах серебряного звона индийского ситара. В качестве отдыха сесть и посмотреть концерт «Эрисиони» или «Шридеви Нритьялайя».

 

 - К слову, о темпераментном муже. По следам вашего Инстаграма у нас есть заметка про историю с гладиолусами. Там вы рассказали, как непросто дается супружество с грузином. Есть у вас разница в менталитетах и как удается ужиться вместе двум таким ярким творческим личностям?

 

- Дааа, гладиолусы - это моя слабость! Великолепные цветы, они мне напоминают испанских танцовщиц - прямые, гордые и роскошные.

Разницы в менталитетах практически нет, я сама, хоть и русская (хотя по моей внешности этого не скажешь - профессия накладывает), а родилась на Кавказе. И хотя уехали мы оттуда, когда мне было 4 года, но у нас в семье обожали танцевать, лезгинка наряду с остальной музыкой звучала на каждом празднике, танцевали до упаду всей семьёй! Также я изучаю восточную культуру и историю уже больше двадцати лет, я пропиталась насквозь этим менталитетом, так что мы наоборот, легко понимаем друг друга.

С посредственным человеком я бы не смогла выстроить отношений! Таким рядом со мной дискомфортно. А мне рядом с ними. Именно если оба - яркие личности, составят гармоничную пару; это равноценные и стабильные отношения. Подобное притягивает подобное. Меня окружают яркие и талантливые люди. 



«Непросто» в том плане, что кодекс поведения, конечно же, более сдержанный в общем и целом. А я периодически впадаю в восторг - и как эмоциональной натуре мне это сдержать подчас невозможно! Ну ничего, он тоже привыкает к моей «индийской жестикуляции» и «неиндийской» самостоятельности.

Непросто ещё и то, что кавказский мужчина - безусловный лидер. Это значит, что в принципиальных вопросах спорить с ним бесполезно. Но мы же нормальные люди, спорим, бывает, со всей своею горячностью (я же тоже лидер!) - правда, кончается всё, как правило, смехом.

А если серьёзно, все это мелочи. Главное - уважение друг к другу. Это первооснова, на которой строится всё. Ещё - чувство защищённости, надёжности! Для грузин семья - это святое, и это ощущается во всём. Ответственность, обстоятельность и при этом внимательность, чуткость...  Это настолько контрастно по сравнению с большинством мужчин, которых я вижу вокруг! А ещё Давид прекрасно готовит и любит это делать. И я научилась уже многим блюдам грузинской кухни.  

Вечерами мы можем обсуждать рабочие моменты наших учеников, причём он тоже переживает за моих учениц, даёт зачастую очень дельные советы - всё же за плечами 20 лет стажа в государственном ансамбле Грузии! Так что наш союз - это ещё и взаимный творческий рост. Это для меня очень ценно.