Рецензия на фильм «Тайное влечение».



Романтично-лиричные настроения пришедшей осени подтолкнули к походу на драму. На что-то эдакое о любви, переживаниях, трудностях, с которыми герои справляются, разрывая сердце и душу зрителя на британский флаг. В общем, хотелось не мелодрамы с сахарными слезами, а вымученных страданий, приправленных историей любви и сложным психологическим и моральным выбором. На этой неделе таких картин было две: «Тайное влечение» австралийско-французского происхождения и «Интимные места» – российского. В сложном противостоянии российской и французской драмы победила последняя.



Аннотация гласит: две закадычные подружки неожиданно начинают крутить шуры-муры с несовершеннолетними сыновьями друг друга. Да и режиссером картины стала Анн Фонтен – автор байопика «Коко до Шанель». Казалось бы, вот это почва для тяжелейшей рефлексии, душевных метаний между тем, что запрещено и априори плохо, и зовом плоти. Но не тут-то было! Практически каждая сцена псевдодрамы выглядит как карикатура, вызывающая у зрителей в зале взрывы гомерического смеха.

Фильм снят по новелле «Бабушки» феминистки и фантаста, нобелевского лауреата Дорис Лессинг. Автор книги утверждает, что поразительная ненатуральная симметричность истории взята ею из жизни.



Начинается фильм идиллически-утопическими картинами австралийского побережья. Лил и Роз дружат с самого детства, у них есть сыновья-ровесники. Уже в первой сцене, изображающей детские годы подруг, видны нотки фривольности и разврата. Лесбийская тема еще не раз всплывет в отношениях относительно закадычных подружек. Спустя годы компанию подругам на берегу океана составят их отпрыски-серфенгисты. Одна из матерей, греясь на солнышке, как бы закидывает сюжетную удочку, правда, закидывает так прямолинейно и развратно, что становится неловко: «Посмотри, каких Аполлонов мы вырастили».



Крайне неискусно выглядит картина первого соблазнения героини Роз юношей Йеном. Увидев, как мама ночью без штанов убегает из комнаты друга, Том решает пойти и наказать его, переспав с его матерью. И понеслось. Мамы-одиночки днем, похотливые старушки ночью. При этом каким-то удивительным образом им удается скрывать свои прочные отношения от соседей, которые ни разу не появляются в кадре. Подруги знают о том, что спят с детьми друг друга. И самое безнравственное в этой ситуации – не сам факт прелюбодеяния, а то, что за стаканчиком прохладительного напитка развратные мамаши обсуждают эту ситуацию с каменными лицами без тени сомнения или сожаления.



Отдельного внимания заслуживают диалоги и монологи этого «шедевра». Пустые лица, казалось бы, не самых последних актрис Голливуда не выражают никаких чувств и заставляют задуматься о наличии какого-либо потока мыслей в их блондинистых головах. «Мы перешли черту», – как бы между делом произносит героиня Наоми Уоттс Лил. Но кульминацией фильма все же стал монолог все той же Уоттс, ставший некоей развязкой «Тайного влечения». Моментами возникает ощущение, что наши прокатчики просто пропустили текст через англо-русский переводчик и дали его прочитать женщине, напичканной транквилизаторами: «Я думала, у нас все кончилось. Но потом опять началось... Мы не стали тебе говорить, потому что это было нерегулярно...» – речь идет о возобновившейся сексуальной связи одной из пар. Именно после этой сцены зрители начали спешно покидать зал.



Вся эта история, поданная столь неэлегантно и топорно, совсем не похожа на психодраму, скорее это психоаналитический анекдот. За красивыми пейзажами и скульптурными телами актеров не стоит ничего: ни глубокого смысла, ни переживаний или рефлексии, ни красивых, продуманных диалогов. Даже похоть в столь провокационной, казалось бы, картине представлена очень сыро и кустарно: откровенные сцены секса, коих здесь три, не вызывают должного смущения у зрителя.

Однако посмотреть «Тайное влечение» рекомендую, особенно если вы грустите, потому что полтора часа здорового смеха вам точно гарантированы.

Марина Грудинина
Фото: kinopoisk.ru